CCCP(USSR) › Вторник
› 15.11.2011
› 17:06
› Сообщение # 24
Лейтенант
В увольнительной
- Группа:
- Пользователи
- Сообщений:
- 53
Экономическое развитие России в конце XIX- начале XX века
За 1815—1861 гг. число фабрик и заводов России увеличилось в 3,5 раза, а число рабочих — в 3 раза. За 1860—1880 промышленное производство увеличилось в 2,5 раза.
В царствование Александра III промышленная политика правительства, основанная ранее на принципах свободной конкуренции, либеральной таможенной политики, «свободы» отношений между предпринимателями и рабочими, сменяется политикой государственного регулирования экономических и социальных отношений. Протекционизм, высокие таможенные пошлины на ввозимую из-за границы промышленную продукцию, помощь одним отраслям и некоторое сдерживание других, введение регламентации условий фабрично-заводского труда — основные направления этого регулирования.
Только за 1885—1913 годы крупные акционерные предприятия увеличили свои фонды в 11,1 раза, хотя мелкие передние предприятия росли значительно медленнее. Средний рост производственных фондов составлял за 1885—1913 годы 596 %, или 7,2 % в год, то есть выше, чем в США за тот же период. Механизация производства проходила ускоренными темпами. Если в 1860 году было внедрено машин на 16,5 млн руб., то в 1870 г. уже на 65 млн руб., а в 1913 году — на 340 млн руб. Если в 1860 году в производстве работало механического оборудования на 100 млн руб., в 1870 году — на 350 млн руб., то в 1913 году — почти на 2 млрд руб., то есть ежегодно обновлялось около пятой части технического парка машин.
Темпы роста производства средств производства на частных предприятиях в России были в два раза выше темпов роста лёгкой и пищевой промышленности. В результате удельный вес производства средств производства достиг 43 % всей промышленной продукции, 63 % оборудования и средств производства, необходимых в промышленности, производились внутри страны и только немногим более трети ввозилось из-за границы.
В 1910 году в России 53 % промышленных рабочих работало на предприятиях с числом занятых свыше 500 человек, в США соответствующий показатель составлял 33 %. На предприятиях с числом рабочих свыше 1000 человек в России было занято 44 % рабочих, что в два с лишним раза больше, чем в промышленности США.
В приведенные данные фабричной инспекции не вошли наиболее крупные казённые и все металлургические заводы. Включая и эти заводы, норма концентрации рабочих на крупнейших заводах России повышается в полтора раза. Таким образом, доля крупных предприятий в России была в три раза больше, чем в Германии и США.
Заводов-гигантов с числом рабочих свыше 5000 насчитывалось в Германии в 1907 году всего 12, тогда как в России в одном Петербурге их было больше, чем во всей Германии (14 заводов). По всей же России заводов-гигантов насчитывалось 35.
За первое десятилетие царствования Николая II государственный бюджет России увеличился с 965 до 1 947 млн руб., то есть более чем в 2 раза. В 1902 году он в полтора раза и более превосходил госбюджеты Англии, Франции, Германии, являясь первым по своим размерам. Примерно половину доходов бюджета составляли косвенные налоги и около четверти — доходы государственного хозяйства (государственных заводов, фабрик, железных дорог и т. п.). Причем доходы государственных хозяйств выросли за десятилетия в 3,5 раза. Это означало, что сосредоточение народных ресурсов происходило не только за счёт усиления налогообложения, но и путём развития государственного хозяйства.
В 1895 году Россия перешла на систему золотого обращения и установила чрезвычайно строгие условия для выпуска в обращение кредитных билетов, которые должны были обязательно обеспечиваться золотом. Уже к 1904 году золотой запас Государственного банка России составлял 903 млн руб., тогда как кредитных билетов было выпущено на 578,4 млн руб., то есть золотое покрытие составляло 156 %. К 1914 году этот показатель несколько снизился, составляя 101 % золотого покрытия при увеличении денежного обращения: 1664,7 млн руб. кредитных билетов обеспечивались 1695,2 млн руб. золотого запаса[7]. Вместе с положительным торговым балансом страны, твердая обеспеченность российской валюты придавала уверенность иностранным инвестициям, способствуя привлечению иностранных капиталов в страну[8].
Начиная с 1876—1880 гг. вплоть до 1913 г. Россия имела активный непрерывный торговый баланс. С 1886-го по 1913 год она вывезла товаров на 25,3 млрд золотых руб., а ввезла только на 18,7 млрд руб., то есть обеспечила приток золота и валюты в страну на 6,6 млрд руб.
В конце XIX — начале XX века происходит постепенное распространение промышленного производства по территории России. Продолжался быстрый рост промышленности на Юге России и в Закавказье. В связи с постройкой Сибирской железной дороги усиливается промышленное освоение Сибири. Прежде всего, ускоряется добыча угля. Тем не менее, по-прежнему около половины продукции давали промышленный Центр, Северо-запад и Восточная Прибалтика. Высокая степень концентрации промышленности становится ещё очевиднее, если учесть, что на 11 наиболее развитых губерний Европейской России (Московская, Петербургская, Владимирская, Екатеринославская, Лифляндская, Киевская, Херсонская, Пермская, Костромская, Харьковская, Донская) приходилось 63 % промышленного производства.
Во второй половине XIX века Россия стремительно наращивает производство каменного угля. По темпам роста она во много раз перегнала западные страны. С середины XIX века производство угля в России возросло в 169 раз (в США в 63 раза), достигнув в 1913 году 2,2 млрд пудов. Удельный вес России в мировом производстве угля значительно вырос.
В 1870-м добывалось 27 тыс. тонн нефти, в 1880—360 тыс. тонн, в 1890 — 3 978 тыс. тонн, то в 1900 — 10 362 тыс. тонн. В начале XX века уровень добычи нефти стабилизируется и даже несколько снижается. Последнее объясняется главным образом ухудшением условий разработки нефтяных пластов, так как самые лучшие пласты, дававшие частые и обильные фонтаны, истощились. Основными районами добычи нефти вплоть до революции были Бакинский и Грозненский (98 % добычи). Всего за 1861—1913 годы добыча нефти выросла в 1,5 тыс. раз по общим темпам роста за этот период, опередив все остальные страны мира и США. Общая добыча нефти перед первой мировой войной составляла в России 10 млн тонн, или 18-19 % общемировой добычи. По этому показателю Россия занимала второе место после США.
Центр металлургии в России передвигается с Урала на Донбас. Уже в 1911—1913 годах три четверти чугуна давал Донбас. Уральская металлургическая промышленность из-за отсутствия близких источников каменного угля и из-за отсталой технической оснащённости значительно проигрывала по сравнению с Югом. Южный металлургический район имел рядом богатые месторождения железной руды (прежде всего, Криворожское и Керченское) и угля (Донецкий бассейн). Главным поставщиком руды на Юге являлось Криворожское месторождение, в меньшей степени разрабатывалось Керченское (соответственно 335 и 24 млн пудов). Перед первой мировой войной доля России в мировом производстве чугуна достигла 6 %. По производству стали Россия вышла на 4-е место в мире, а по производству чугуна заняла 5-е. Россия экспортировала рельсы в Италию, Данию, Болгарию, Румынию, Аргентину, Мексику, Китай, Японию. Россия полностью удовлетворяла свою потребность в чугуне, железе и стали за счёт внутреннего производства.
С 1861 по 1913 годы промышленность России выросла в 13 раз. Темпы экономического роста были самыми высокими в мире, а по отдельным отраслям просто гигантскими — производство стали возросло в 2234 раза, нефти — в 1469 раз, угля — в 694 раза, продукции машиностроения — в 44 раза, продукции химии — в 48 раз. К началу первой мировой войны Россия перестала быть преимущественно сельскохозяйственной страной: в 1912 году сельское хозяйство дало продукции на 6,1 млрд руб., а промышленность — на 5,6 млрд руб. Народный доход России, по самым приуменьшенным расчётам, вырос с 8 млрд руб. в 1894 году до 22-24 млрд в 1914 году, то есть почти в три раза. Средний доход населения России удвоился. Особенно высокими темпами росли доходы рабочих в промышленности. За четверть века они возросли не менее чем в три раза.
Многие годы царствования Николая II характеризовались бездефицитным госбюджетом, то есть государственные доходы превышали госрасходы. В предвоенное десятилетие превышение государственных доходов над расходами составляло 2,4 млрд руб. Государственные финансы процветали. За счёт всего этого были отменены выкупные платежи крестьян, понижены железнодорожные тарифы, ликвидированы некоторые виды налогов.
В первую половину царствования Николая II сокращалось потребление спиртных напитков на душу населения. За 1894—1904 годы оно снизилось с 7,4 литра до 7 литров — один из самых низких показателей потребления алкоголя в мире. В это время в России пили в 6 раз меньше, чем во Франции, в 5 раз меньше, чем в Италии, в 3 раза меньше, чем в Англии, в два раза меньше, чем в Германии.
За годы царствования Николая II общие расходы на дело народного образования и культуры выросли в 8 раз и более чем в два раза опережали затраты на образование во Франции и в полтора раза — в Англии. За 1894—1914 годы бюджет Министерства народного просвещения вырос в 6 раз, число учащихся в высших и средних учебных заведениях увеличилось в 3 раза, а в начальных — в два раза. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия занимала первое место в Европе.
Закон 2 июня 1897 года впервые вводил нормирование рабочего дня. По этому закону для рабочих, занятых днем, рабочее время не должно было превышать 11,5 часов в сутки, а в субботу и предпраздничные дни — 10 часов. «Для рабочих, занятых, хотя бы отчасти, в ночное время, рабочее время не должно превышать 10 часов в сутки». Чуть позднее в промышленности России законодательно устанавливается 10-часовой рабочий день.
С 1908 года в России вводится обязательное бесплатное начальное обучение. Для этого каждый год открывалось дополнительно более 10 тыс. государственных школ, число которых к 1913 году достигло 130 тыс.
Российская Федерация (Начало 1990-х гг. XX в. — н. в.) Основная статья: История Российской Федерации
Распад СССР Основная статья: Распад СССР
Распад СССР — процессы, происходившие в общественно-политической жизни и экономике Советского Союза во второй половине 80-х — начале 90-х годов XX века, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года и становлению бывших союзных республик и некоторых автономий независимыми государствами (в настоящее время — 19-и, 15 из которых являются членами ООН и 2 — не признаны ни одним из государств ООН).
1990
12 июня Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР.
1991
17 марта проведён Всесоюзный референдум о сохранении Союза ССР, в котором приняло участие 80 % граждан из внесённых в списки голосования. Из них 76,4 % высказались за сохранение Союза.
Учреждён пост президента России. 12 июня состоялись выборы и первым президентом стал Б. Н. Ельцин, набравший 57 % голосов (вступил в должность 10 июля).
19 августа группа высокопоставленных функционеров организует попытку реставрации советского государственного строя. В историю эта попытка вошла под именем августовский путч, а инициативная группа как Государственный комитет по чрезвычайному положению. Его целью была отмена демократических преобразований 1990—1991 годов и предотвращение распада страны. Таким образом последняя возможность сохранить СССР не была реализована.
8 декабря главы России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, в СМИ обычно именуемое Беловежским соглашением, в котором три республики, «как государства-учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 года», констатировали, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».
25 декабря в 19 часов 38 минут над Кремлём произошла символическая смена флага СССР на российский триколор.
26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)). 26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года. В апреле 1992 года съезд народных депутатов РСФСР трижды отказался ратифицировать беловежское соглашение и исключить из текста конституции республики упоминание о конституции и законах СССР.
1993 Основные статьи: Денежная реформа 1993 года, Конституционный кризис 1992—1993
C 26 июля по 7 августа 1993 года в России была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.
3—4 октября 1993 года в Москве произошёл разгон Верховного Совета России. Этому событию предшествовало взаимное выражение недоверия между Президентом Российской Федерации Б. Н. Ельциным и Верховным Советом. 9 октября 1993 года Президент прекращает полномочия Советов всех уровней, а 25 декабря вступает в действие Конституция, союзная республика РСФСР де-юре стала независимым государством Российская Федерация. Ельцин был наделен полномочиями главы государства после распада СССР. События октября—декабря 1993 года завершили распад СССР и 76-летний советский период в истории России.
Российская Федерация объявила себя продолжателем СССР, что было закреплено в том числе и в сохранении места постоянного члена СБ ООН, выполнении заключённых СССР международных договоров, но продолжает быть предметом научных дискуссий. Главным стимулом для признания правопреемства прочими Союзным республиками за Российской Федерацией было обязательство последней также принять ответственность за долги всего СССР (население России составляло менее половины населения бывшего СССР), что взвалило на страну серьёзное долговое бремя.
1993—1999 годы Подробнее см. также: 1990-е в экономике России, Приватизация в России
В сентябре 1993 Указом президента ликвидирован Верховный Совет Российской Федерации (см. Роспуск Верховного Совета) и распущены органы советской власти; в декабре 1993 принята новая, ныне действующая Конституция России.
Статус субъектов Российской Федерации, провозгласивших суверенитет в 1990—1991 годах был оформлен Федеративным договором, заключённым 31 марта 1992 федеральной властью России и почти всеми её субъектами (кроме Татарстана и Чечни) и включен 10 апреля 1992 в Конституцию РСФСР.
Сепаратистские тенденции, возникшие в автономных субъектах России (и других союзных республик) во время Перестройки и подготовки нового союзного договора грозили распадом Российской Федерации (РСФСР). В объявившей в 1991 независимость Чечне (Ичкерии) после ввода федеральных войск в республику они переросли в кровопролитную войну (см. чеченский конфликт). Татарстан согласно его законодательству и де-факто также являлся независимым с 1990 до заключения Договора о взаимном делегировании полномочий в 1994, после — вплоть до подписания федеративного договора в 2000 году — ассоциированным государством с конфедеративным статусом.
2 апреля 1997 Россия и Белоруссия вступили в Союз (c 8 декабря 1999 — Союзное Государство России и Белоруссии), поэтапно преобразующийся из конфедеративного союза в будущую мягкую федерацию по типу ССГ.
2 января 1992 года с либерализации цен начинается радикальная экономическая реформа. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но при гиперинфляции уровень жизни резко упал.
В июле 1993 под лозунгом борьбы с инфляцией в России была проведена конфискационная денежная реформа в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР.
В России осуществляется переход от советской политической и экономической системы к демократии и рыночной экономике. В этой связи улучшились политические и экономические связи со странами Запада, ушла в прошлое холодная война.
В то же время, в результате распада СССР произошло разрушение многих существовавших производственных цепочек, что стало серьёзным ударом по экономике России. На территории уже независимых государств оказалось большинство незамерзающих портов, значительная часть морского торгового флота, крупные участки бывших союзных трубопроводов, значительное число высокотехнологичных предприятий (в том числе АЭС), построенных за счёт союзного центра.
С начала 1990-х в стране наблюдается естественная убыль населения (см. Демографическая ситуация в России).
В процессе приватизации середины 90-х произошло сильное расслоение общества. Так, различия в доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных россиян изменились с 3,3 раз в 1980-е до 8,1-8,5 в 1995—2004, а коэффициент фондов в 1999 достиг 14,1. Резко упали уровень и качество жизни основной части населения: ухудшилось питание, сократились расходы на одежду и обувь, предметы длительного пользования, лекарства, бытовые и культурные услуги. Все это крайне негативно сказалось на социальном самочувствии людей, демографических процессах, всей общественно-политической ситуации в стране. Богатство, доставшееся ограниченному кругу лиц и нараставшая бедность основной массы населения подавляли стимулы развития и накаляли политическую обстановку в стране, поставив её на грань деградации и распада. Передача крупных государственных предприятий в частные руки было зачастую обусловлено не экономическими, а политическими соображениями реформаторов и осуществлялось по сильно заниженным ценам. Сами процедуры передачи сопровождались многочисленными скандалами и вызывали вопросы насчёт соблюдения закона во время их проведения. Также существуют серьёзные претензии к социальным и экономическим последствиям приватизации.
Ослабление функций государства привело к крупномасштабному нелегальному вывозу капитала из страны и дефициту бюджета. Экономика страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля, вытесненного долларом. Высокие налоги вели к ухудшению их сбора с предприятий. Из-за нехватки средств социальные обязательства не выполнялись, резко упало финансирование бесплатных образования и здравоохранения, науки и культуры, возрос внешний долг. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние экономики. В 1991—1998 ВВП и промышленное производство упали более чем на 40 %, уровень жизни большей части населения резко снизился. 2000-е годы
Основные статьи: Президентство Владимира Путина, Президентство Дмитрия Медведева
Рубежной точкой в развитии России стал дефолт 1998 года. Вызвав политический кризис (за 1998—1999 годы сменилось 5 премьеров), тем не менее он ознаменовал окончание спада и начало подъёма в экономике, причиной которого стало ослабление денежно-кредитной политики и последовавшее за ним снижение реального курса рубля, а также ужесточение бюджетной политики, позволившее резко сократить неплатежи и бартерные расчёты. В 1999 году впервые за годы реформ динамика инвестиций приобрела положительную направленность.
31 декабря 1999 Б. Н. Ельцин объявляет о досрочном уходе в отставку и вступлении в исполнение обязанностей президента России премьер-министра В. В. Путина. В. В. Путин выигрывает прошедшие в марте 2000 года выборы и становится вторым президентом России. В 2000-е годы был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. В это время в экономике России отмечался стабильный профицит бюджета, рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции. Также наблюдалось укрепление вертикали исполнительной власти в стране и выделение правящей партии, получившейся в результате слияния политических блоков в «Единую Россию», которая по итогам думских выборов 2003 и 2007 гг. заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживала ключевые решения президента и правительства.
Сложившаяся в первое десятилетие XXI века российская политическая система, по мнению некоторых политологов представляет собой разновидность имитационной демократии (псевдодемократии) с элементами бюрократического авторитаризма, тогда как развитие страны должно осуществляться с большим учетом исторических, социокультурных и геополитических традиций.
В мае 2008 года первый вице-премьер Д. А. Медведев был избран президентом России, а В. В. Путин, согласно предвыборной договоренности, занял пост премьера. Со второй половины 2008 года в России наблюдался экономический кризис, активная фаза которого сошла на нет к концу 2009 года[37]. По итогам первого квартала 2010 года, по темпам роста промышленного производства (5,8 Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки».
Пусть все видят на сколько мы едины, мы РУССКИЕ, а значит мы НЕПОБЕДИМЫ!!!
|
adw8613 › Вторник
› 15.11.2011
› 18:31
› Сообщение # 26
Генералиссимус
В увольнительной
- Группа:
- Друзья сайта
- Сообщений:
- 1605
Quote (Morpeh) путин много сделал для России хорошего Путин много говорит, как много хорошего он сделал. А в реале промышленность стоит и в цехах ветер гуляет, сельское хозяйство глубоко в жопе и там же наука. Реформа образования привела к тому, что в ВУЗах один кавказ. 80% студентов филологического факультета МГУ даже по-русски толком не говорят, зато поступили по результатам ЕГЭ (сдавали у себя, на Кавказе). О каком промышленном росте может идти речь? Ничего со времен СССР не строится. Развалятся последние советские заводы с электростанциями и хана промышленности. Реформа МВД это МВД уже почти угробила. А военная реформа сейчас окончательно угробит армию. Сердюков собирается закупать технику и вооружение на западе. А это значит, встанут заводы, люди потеряют рабочие места, закроются КБ. Отставание от запада по вооружению станет таким, что их уже не догоним. А испортятся отношения с НАТО - и хрен нам техника с оружием, и хрен нам комплектующие. Значит, придется под НАТО ложиться. Хотя почему придется - уже легли: Ирану отказались продавать С300 по просьбе лучшего друга Обамы, отказались поставить оружие Ливии (потери свыше 4 млрд. долларов), поддержали натовскую агрессию против этой самой Ливии. Сейчас Россия просрала два тендера. Индия отказалась покупать МИ-28, закупает Апачи. А отказались потому, что считают, раз российская армия эти вертолоеты массово не закупает, значит и вертолеты плохие. Они же наивные, не понимают, что от КБ Миля откатов не будет, а французы с итальянцами пробашляют. Китайцы вместо МИГ-35 покупают Миражи. Съездили китайцы на военный завод и сказали: мол оборудование не модернизировалось со времен СССР, на таком старье вы наш заказ не выполните. Так что слава Медвепуту, мудрому и великому, в двух лицах единому!
Сообщение отредактировал adw8613 - Вторник, 15.11.2011, 18:33
|